Столичная энергетика сократила выбросы парниковых газов на один миллион тонн в год
Как напомнил собравшимся заместитель главного инженера ПАО «Московской объединенной энергетической компании» (МОЭК) Роман Марихбейн, обычно к энергетикам у москвичей есть всего два вопроса: когда включат или выключат отопление и почему нельзя летом обойтись без отключения горячего водоснабжения. Оба эти вопроса, как и ответы на него, связаны с тем, что в столице действует (так сложилось исторически) система централизованного теплоснабжения. То есть не каждый дом или район греет для себя воду. Обеспечивают теплом горожан 13 крупных ТЭЦ и большое количество мелких источников тепла. Производит тепло Мосэнерго, а доставляет его потребителям МОЭК. Поэтому почти одновременно (в течение 3–4 дней), происходит отключение подачи тепла во всех домах и так же централизованно ее включают. «В период отключения отопления мы готовим систему к новому сезону: испытываем теплосети, ремонтируем ненадежные участки. В сентябре, как только город даст отмашку включить тепло, батареи начнут теплеть, и отопление поступит во все 74 тысячи зданий, из которых жилых — больше 34 тысяч», — уточнил Роман Марихбейн.
Как отметили в компании, в 2013 году ПАО «МОЭК» вошел в отраслевой «Газпром энергохолдинг». Тогда же компания начала совместную программу с Мосэнерго по переключению нагрузок между источниками тепла. Основной задачей было оптимизировать систему «Мосэнерго — МОЭК» так, чтобы вывести из эксплуатации неэффективные котельные, переключив их нагрузку на ТЭЦ и повысить там выработку электроэнергии, где она производится в одном цикле с теплом. Тем самым достигалось снижение потребления топлива и сокращалась эмиссия вредных выбросов. Ведь, если вспомнить, столица тогда задыхалась от загрязненного воздуха: часами в пробках работали двигатели автомобилей, дымили промышленные предприятия…
Вопрос снижения вреда для экологии решили необычным способом: переключать нагрузки между источниками выработки тепла — ТЭЦ и котельными. С котельных, только греющих воду, часть нагрузки предложили отдать ТЭЦ, вырабатывающим и тепло, и электроэнергию в так называемом когенерационном режиме (энергетики называют его теплофикацией). Как вспоминает Евгений Гашо, доцент кафедры теплоэнергетических систем Московского энергетического института, тогда над предлагаемыми мерами и расчетами по снижению вредных выбросов в атмосферу скептики лишь смеялись. «Но, как показало время, результат превзошел смелые расчеты», — рассказывает Евгений Гашо. Удалось не только снизить затраты и сэкономить природное топливо, но и сократить нагрузку на окружающую среду.
По данным МОЭКа, ежегодно благодаря перенаправлению тепла сокращаются выбросы парниковых газов более чем на один миллион тонн. Этот объем сравним с выбросами, которые дают за этот же срок 20 тысяч городских дизельных автобусов! За 9 лет реализации программы уже удалось снизить выбросы на 8,4 миллиона тонн углекислого газа и 8 тысяч тонн оксидов азота.
По словам замруководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Евгении Семутниковой, энергетики достигли высоких показателей. «Обратите внимание на снижение диоксида азота. Этот показатель значим в количестве в десятые и сотые доли от миллиграмма и для него 8 тысяч тонн — колоссальное достижение!», — говорит она.
Чтобы прийти к этим показателям, за почти 10 лет совместной работы с Мосэнерго, МОЭК вывел из системы 51 котельную. Их работу взяли на себя ТЭЦ. Оставшиеся в работе 183 котельных также временами отдают свою нагрузку ТЭЦ. Например, 14 крупных котельных в отопительный период полностью отдают свою работу ТЭЦ, и забирают обратно в межотопительный период. Другие частично переключаются при наступлении определенных условий, например, изменилась температура наружного воздуха.
«Вывод из эксплуатации котельных не только сказывается благоприятно на экологии, но и позволяет использовать освободившиеся площадки для развития города, — отмечает начальник управления по развитию систем теплоснабжения ПАО „МОЭК“ Алексей Дыскин. — Ярким примером такого синергетического эффекта является открытие в центре Москвы на площадке ГЭС-2 современного городского пространства. При этом ее тепловые нагрузки были перераспределены на соседние ТЭЦ». Он добавляет, что в каждом конкретном случае перед принятием решения о переводе тепловой нагрузки на другой источник специалисты МОЭК проводят сложные многоитерационные гидравлические и балансовые расчеты. И только если перевод технически и экономически оправдан, его реализуют. Такая оптимизация выработки тепла позволила сэкономить за девять лет более 5,3 миллиона тонн условного топлива (ТУТ) в энергосистеме Москвы. Для сравнения — это годовое потребление газа такой страной, как ЮАР.
Как уточнил Алексей Дыскин, в минувшем году объем переключений составил 6,4 миллиона Гкал, что сравнимо с годовым потреблением города-миллионника. Как отмечают эксперты форума, основная цель сейчас — обеспечить сохранение объема переключаемой нагрузки. Полностью же от работы котельных отказаться Москве не удастся, поскольку технологически и экономически нецелесообразно.
Еще один важный экологический проект компании — перевод транспорта на чистое топливо — метан. Сейчас в ПАО «МОЭК» 12 спецмашин уже работают на газовом топливе. Эти автомобили энергетики применяют во время работ на теплосетях, для доставки специалистов и грузов, в других случаях. Как уверяют энергетики, объем выбросов вредных веществ от газомоторной техники в атмосферу по сравнению с дизельными двигателями до 10 раз меньше. Кроме того, это выгодно экономически: за счет полного сгорания природного газа срок службы двигателя автомобиля увеличивается в 1,5 раза. При этом стоимость одинакового пробега на газомоторном топливе — в 2 раза ниже. А для жителей — опять же экологический «плюс», ведь ремонтные бригады часто работают прямо во дворах — значит, под окнами не будут дымить дизельные «аварийки».
Источник: Российская газета